Подробно о киргизском эпосе

Все, о чем шла речь выше, способствует созданию современного уровня киноискусства, но еще не в состоянии привнести в фильм черты национального своеобразия, если под этим понимать не экзотику и костюмный антураж, а своеобразие национального мышления, возникающее от органичной связи с историей своего народа, от уважения и любви к его культуре.

История киргизского народа — в прошлом — это кочевой образ жизни, вечное движение. Огромные просторы: реки, горы, долины, по которым с пастбища на пастбище перегонялись стада овец, табуны лошадей. Сейчас на территории нашего края проживает народу в четыре раза больше, чем до революции, но пока не возникает ощущения тесноты, которое характерно, скажем, для стран Западной Европы.

Было время, когда в наших краях человек совсем свободно передвигался с места на место, попадая каждый раз в новые условия, проявляя себя в борьбе со стихией, с невзгодами. У него не возникало потребности остановиться, создать крышу, стены, дом, город… И если сейчас мы везде и всюду говорим об оздоровлении среды, о бережном отношении к природе, то тогда таких проблем просто не существовало и человек — я исключаю социальные и прочие аспекты — был счастлив единением с природой. Не стоит при этом воспринимать мои слова, как протест против цивилизации, я просто хочу объяснить, почему наши предки, прожив интересную, полную опасностей и борьбы жизнь, не оставили после себя — что досадно — памятников материальной культуры: крупных архитектурных сооружений, живописи, скульптуры. Зато все, что хотел наш народ оставить потомкам своим, он сделал устно.

У нашего народа действительно богатое эпическое наследие. История как бы возместила наши потери в других видах искусств. В частности, эпос Киргизии «Манас» охватывает огромную историческую эпоху и судьбы людей на протяжении многих поколений. И хотя события эпоса происходят в рамках определенной географической территории и определенного народа, в нем чрезвычайно полно и красочно отражена картина древней человеческой жизни, ее вечные противоречия — борьба Добра и Зла, борьба с насилием, жестокостью ради справедливости, чтобы каждый народ был счастлив, живя на своей земле, чтобы не было притеснения, угнетения…

Естественно, что в этом эпическом сказании, принадлежащем небольшому народу, вся жизнь которого проходила в бесконечных войнах, в стремлении отстоять независимость, проявилась тенденция утвердить себя в своем собственном слове, а иной раз и гиперболизировать своих героев. Но при всем том это удивительно реалистическое произведение искусства. Я говорю об этом с уверенностью и надеюсь, что в этом сможет убедиться читатель, если нам удастся переложить «Манас» на русский язык. Но не в стихах, а в прозе, которая, на мой взгляд, позволит наиболее полно передать содержание эпоса.

Я довольно подробно рассказал о киргизском эпосе, потому что именно в устном творчестве проявляются характерные особенности культуры многих стран Востока. Эта самая доступная на первый взгляд сфера художественного творчества, в сущности, является прародительницей многих искусств, поскольку именно в слове оформляется наша мысль, наша фантазия. И если существуют вековые традиции эпической культуры, то это уже большое дело, это та база, которая и позволяет создавать современное национальное искусство. Знание культуры своего народа — одна из важнейших предпосылок, определяющих своеобразие национального мышления современного художника.

Решающее значение для всех национальных кинематографий имеет развитие их социалистического содержания. В современном социалистическом искусстве, искусстве глубоко партийном, существуют вполне определенные, общие для всех нас идейно-художественные принципы. Они являются главными, определяющими факторами в творчестве, независимо от национальной принадлежности.
Хотите узнать цены на жалюзи? Тогда вот вам цены на жалюзи и роллеты proem.in.ua в сети. Загляните.

Размещено в Блог, Гогет.