Теория Раскольникова в романе “Преступление и наказание”

Родион Раскольников – один из наиболее ярких и выразительных персонажей Достоевского, которого можно отнести к категории “гордых” героев. В романе он представлен как живое опровержение теорий Лужина и Лебезятникова. Это тот человек, который “всегда хотел большего”: ему недостаточно удовлетвориться тем комфортом, что он имеет.

Раскольников – бедный студент, обучающийся на юридическом факультете, он по-своему горд (с присущей ему долей надменности) и так же необщителен. Он всегда будто что-то скрывает, держит а тайне от всех. Практически все персонажи в романе “Преступление и наказание” (например, Разумихин, Соня, Дуня) отмечают такие главные черты характера главного героя, как: тщеславие, гордость, надменность, властность и заносчивость. Из-за собственной же гордости Раскольников и “заболел”, после чего началось его перерождение.

Для любителей учиться существует программа двойных дипломов. Узнать детали можно по ссылке выше.

Из-за этой же черты характера герой отчуждается от людей, пытается избегать любых встреч и контактов с ними. Если же обстоятельства вынуждают его контактировать с людьми, то можно отчётливо заметить его неприязнь к ним, в большинстве случаев даже отвращение. Даже служанка вызывала в нем неприятные эмоции. После совершенного убийства это отчуждение перерастет в презрение ко всем окружающим его людям. Всех, кого он встречал на своём пути – презирал и ненавидел, даже мечтал укусить любого, кто попытался бы с ним заговорить.

Между тем это самое презрение к людям связано исключительно с его высоким мнением о себе, с его самолюбием и уверенностью что он – “гениальный человек” (по словам Свиридгайлова). Поэтому с его точки зрения все люди – твари дрожащие, не заслуживающие даже его взгляда в их сторону.

По теории Раскольникова, всех людей можно разделить на так называемый “материал” и “особенных”, которым все подвластно и все разрешено – именно ко второй категории он себя относил. Он считал, что таким людям не нужен закон и что наоборот, они сами могут его придумывать. Поэтому те, кого он относит к “материалу”, должны жить, подчиняясь этим законам. Те, кто придумывает эти законы, могут себе позволять творить даже преступления, так как они необыкновенные люди, а значит им все можно.

При этом он облагораживает свою теорию, утверждая, что человек может пойти на преступление, если этого требуют какие-либо большие идеи (т.е. это могут быть идёт по спасению человечества и т.д.). Получается, что чем лучше и величественнее идея, то тем убедительнее становится право совершить грех, пойти на убийство.

Однако в своём же стремлении показать собственную теорию как можно благороднее, Раскольников в итоге разоблачает ее. “Спасительность” большой идеи в итоге оказывается лишь психологической ширмой, чтобы усыпить свою совесть.

Лишь в конце до Родиона Романовича начинает доходить, что все люди одинаковы и нет смысла делить их на “тварей дрожащих” и “особенных”, так как в этом случае будет плачевный итог. Его сон, в котором люди поубивали друг друга, четко дал ему понять, что эта теория в корне неверна.

Таким образом, Достоевский подвёл мысль, что все люди равны и каждый имеет право на существование, а теория Раскольникова эгоистична, поэтому ведет к печальным последствиям.

Размещено в Гогет, Интересное.